мысли о разном (musli_o_raznom) wrote,
мысли о разном
musli_o_raznom

Category:

Образование будушего

Митио Каку
род. 24 января 1947, Калифорния, США
— американский физик-теоретик, наиболее известен как активный популяризатор науки, автор научно-популярных книг.
Родился в семье японских иммигрантов: его дед приехал в Америку для участия в операции по ликвидации последствий землетрясения в Сан-Франциско 1906 года.



Из интервью:

Журналист: В своей книге «Физика будущего» вы пишете, что образование будет базироваться на интернет-технологиях и гаджетах типа Google Glass.
Какие еще глобальные изменения произойдут в сфере обучения?

Митио Каку: Самое главное — учёба уже не будет базироваться на запоминании.
Совсем скоро компьютеры и очки Google Glass трансформируются в крохотные линзы, предоставляющие возможность загружать всю необходимую информацию.
Уже существуют очки дополненной реальности, у которых есть такая функция.
Возможно, скоро школьники и студенты на экзаменах смогут запросто искать ответы на вопросы в интернете: достаточно моргнуть — и появится нужная информация.
Не нужно будет перегружать мозг бесполезными знаниями, основной процент которых, как показывает практика, впоследствии не используется.
А освободившийся умственный резерв можно переключить на способность думать, анализировать, аргументировать и принимать в итоге верные решения.

Ж: В таком случае отпадет необходимость и в экзаменах, и в преподавателях?

М. К: Безусловно, мы станем более автономными, будем брать большую ответственность за свою жизнь, соответственно, не понадобятся какие-либо «контролирующие органы».
Люди станут образовывать сами себя, причём реально осознавая, какие именно знания им нужны.

Конечно, реальные специалисты, например хирурги, будут нужны, но простые проблемы можно будет решить виртуально.
Что касается учителей, то они «живьём» уж точно не понадобятся.

Ж: Смогут ли люди быстро перестроиться на самообразование, онлайн-обучение?

М. К: Университетские онлайн-курсы уже существуют, это действительно блестящая идея.
Правда, процент бросивших учёбу на таких программах пока очень высок.

Это связано с тем, что люди ещё не перестроились, не научились работать без наставника по принципу «только ты и монитор компьютера», у них нет высокой мотивации.

С другой стороны, онлайн-система только зарождается, её нужно корректировать.

Но развивается и совершенствуется она довольно быстро, и, безусловно, именно за ней образование предстоящих 50 лет.

Университеты сохранятся, но это будут преимущественно виртуальные вузы, обучение в которых основано на облачной системе.

Ж: Сейчас подтверждением полученного багажа знаний является диплом.
Каким образом в будущем специалист будет подтверждать свою компетентность в той или иной области?

М. К: Дипломы исчезнут за ненадобностью — прежде всего потому, что образование перестанет ограничиваться какими-либо временными и пространственными рамками.
По всей видимости, появятся центры сертификации, в которых специалисты будут сдавать квалификационные экзамены, определяющие набор навыков и компетенций.

Соответственно, университеты становятся поставщиками услуг, которые сами эти услуги не оценивают.

Ж: Если от взрослых можно ожидать сознательного подхода к образованию, то дети вряд ли будут учиться без постоянного контроля…

М. К: Будут активно развиваться детские образовательные сервисы.
В ближайшие 10—15 лет возможности того, что сейчас называют внесистемным образованием, станут безграничны.
В частности, будет такой сервис, как педагогика онлайн.
Причем онлайн — это не значит, что все сидят перед компьютерами и глядят в мониторы:
меняется сама среда, в которой люди живут, и интерфейсы, которые с ними взаимодействуют.
Города будущего, наполненные информационно-коммуникационными решениями, станут сами по себе активными участниками новой образовательной среды.



В частности, станут предлагаться большие игры для детей, которые на протяжении многих дней и месяцев будут проходить в реальных городских или специально подготовленных пространствах.
Учебники научатся начинять искусственным интеллектом, и он сможет подбирать образовательные материалы — фото, тексты, видео, задания, схемы под потребности каждого конкретного ученика вне зависимости от того, сколько ему лет — шесть или шестьдесят.
Таких разработок очень много, они постепенно внедряются.



Ж: Сейчас, чтобы стать хорошим специалистом, нужно нарабатывать базу знаний и приобретать опыт.
Что нужно будет для того, чтобы стать успешным человеком в будущем?

М. К: Чтобы добиться реального успеха, нужно развивать те способности, которые недоступны роботам:
креативность, воображение, инициативу, лидерские качества.


Общество постепенно переходит от товарной экономики к интеллектуально-творческой.

К примеру, Англия получала гораздо больше доходов от рок-н-ролла, чем от своих шахт.

Гораздо больше шансов на успех у тех стран, которые смогут сбалансировать товарные рынки и когнитивно-креативный потенциал.
Нации, которые верят только в сельское хозяйство, долго не протянут, они обречены на бедность.

Ж: Большинство футурологов предрекают, что львиную долю рабочих мест скоро займут роботы.
Что останется человеку?

М. К: Самыми денежными будут биотехнологии, нанотехнологии и искусственный интеллект.
Меняется не только система образования, но и система работы.
Совсем скоро не останется людей на фабриках, зато появится много новых специальностей в интеллектуальной сфере.

Самое главное — вовремя сориентироваться и переключиться.

Проблема большинства людей в том, что они инертны и ни шагу не могут сделать без оглядки на толпу.

Первое, чему нужно научиться, если вы хотите добиться успеха в будущем, — не бояться быть непохожим на других, брать на себя полную ответственность за свою жизнь, не страшиться в один день все изменить и последовать по новому пути.

Ж: Сейчас уровень безработицы высок как никогда, в первую очередь среди молодежи.
Стоит ли списывать это только на мировой кризис или доля вины лежит в том числе и на неэффективной системе образования?

М. К: Действующая система образования готовит специалистов прошлого.
Мы учим их для того, чтобы они шли на работу, которой уже не существует, обеспечиваем теми интеллектуальными инструментами, которые давно неэффективны.


Поэтому сейчас специалисты образовательной сферы кардинально пересматривают учебные программы по естественным наукам, которые имеют непосредственное отношение к технологиям будущего.

Ж: Но ведь далеко не все имеют склонности к интеллектуальному труду.
Благодаря каким талантам не склонный к умственной деятельности человек сможет выжить в мире роботов?

М. К: Ни один высокоразвитый искусственный интеллект не в состоянии полностью заменить человека.

У нас на самом деле гораздо больше преимуществ перед машинами, чем мы себе может представить.
К примеру, у роботов отсутствует образное мышление, у них нет сознания, интуиции.

Поэтому они, скажем, не могут заменить фондовых брокеров, для которых главное не интеллект, а интуиция.

Выживут садовники, строители, работники физического труда, у которых работа завязана на креативе — то есть предполагается не автоматическое исполнение функций, а изменение подхода на разных этапах.

В ближайшее время «рабочими» будут признаны специальности, которые сейчас считаются интеллектуальными:
программирование, веб-дизайн, 3D-проектирование.


Чем бы человек не занимался, у него ко всему должен быть творческий подход, живое воображение, способность быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах и хорошо развитая интуиция
Tags: будущее, научное, про бизнес, цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments